Впервые обнаружено, что ранняя поведенческая терапия «руками родителей» при аутизме облегчает симптомы в долгосрочной перспективе (в возрасте 7 – 11 лет).
Согласно исследованию, опубликованному в The Lancet, ранняя помощь родителям в коммуникации со своим ребёнком, эффективно облегчает симптомы аутизма в течение шести лет после её окончания. Исследование, которое проводилось Манчестерским университетом, Королевским колледжем в Лондоне и Ньюкаслским университетом впервые выявило долгосрочный эффект ранней помощи при аутизме.
Исследователи обнаружили, что у детей, получивших помощь в возрасте от 2 до 4 лет, спустя шесть лет симптомы были в целом легче – у них была лучше социальная коммуникация и было меньше повторяющегося поведения, хотя в других областях, таких как речевое развитие и уровень тревожности, изменений не отмечалось. Однако, по словам исследователей, трудности остаются, и, как правило, по мере взросления ребёнка, ему будет необходима постоянная поддержка.
«Помощь, направленная на работу с родителями, чтобы помочь им улучшить коммуникацию со своим ребёнком дома”, — говорит профессор Джонатан Грин из Манчестерского университета и детской больницы Ройал Манчестер, который проводил исследование, — «имеет преимущества данного подхода по сравнению с прямым взаимодействием между терапевтом и ребёнком: оно способно воздействовать на повседневную жизнь ребёнка. Результаты нашего исследования обнадёживают, поскольку показывают улучшение основных симптомов аутизма, которые ранее считались очень резистивными к коррекции. Это не “излечение”, то есть при улучшении некоторых симптомов, остальные всё же остаются в той или иной степени, но это предполагает, что работа с родителями с целью научения их взаимодействию с ребёнком может привести к улучшению симптомов в долгосрочной перспективе”.
*Расстройство аутистического спектра – нарушение развития, поражающее примерно 1 из 100 человек (по данным международной организации Autism Speaks – каждого 68-го ребёнка). РАС существенно влияет на социальное развитие ребёнка, способность поддерживать и инициировать социальное взаимодействие и социальные связи, а также выражается в ограниченных интересах, часто повторяющихся поведенческих актах.
В оригинальное исследование Preschool Autism Communication Trial входило 152 детей с аутизмом в возрасте от 2 до 4 лет, которые были разделены случайным образом на две группы: на тех, кто получал помощь напрямую от терапевта, и тех, чьи родители проходили программу обучения и супервизии. 121 (80%) из 152-х участников исследования прошли оценку в рамках этого изучения отдалённых результатов в возрасте 6-7 лет. Из этих детей 59 ранее получили помощь через родителей, а 62 — помощь специалиста напрямую. Тяжесть симптомов аутизма измерялась по шкале ADOS CSS, которая объединяет показатели по социальной коммуникации и по ограниченному и повторяющемуся поведению в общий показатель тяжести по шкале от 1-10, где 10 – наибольшая тяжесть.
В начале исследования обе группы имели одинаковые баллы по шкале ADOS CSS (8.0 в группе с обучением родителей , 7.9 — в группе обычной помощи). При анализе отсроченных результатов дети из группы обычной ранней помощи показали средний результат 7.3 балла по шкале ADOS CSS, при этом 46% (27/59) группы находились в тяжёлом спектре. Для сравнения, дети из группы помощи через обучение родителей показали средний результат 7.8 баллов, где 63% (39/62) находились в тяжёлом спектре. То есть в группе целевого вмешательства доля детей с тяжёлыми симптомами на 17% меньше, чем в группе обычной помощи.
Анализ отдалённых результатов также показал улучшение в детско-родительской коммуникации в группе помощи через обучение родителей, но отсутствие разницы в баллах по речевому развитию. Помимо этого родители в группе через обучение сообщали об улучшении во взаимоотношении со сверстниками, социальной коммуникации и снижение повторяющегося поведения. Однако не было отмечено значительной разницы между двумя группами в баллах по тревожности, проблемному поведению и депрессии.
В своём комментарии профессор Джефф Сигафус и д-р Ханна Ваддингтон (Университет королевы Виктории в Веллингтоне, Новая Зеландия), говорят, что авторы исследования «сделали огромный вклад в исследование аутизма, предоставив новые надёжные данные в поддержку потенциального включения вмешательства PACT в образовательные услуги для детей раннего возраста с расстройствами аутистического спектра. Будущие исследования этого типа могли бы продвинуть работу в направлении локализации важных компонентов вмешательства и механизмом, лежащих в основе отсроченных эффектов. Авторы предполагают, что положительные долгосрочные результаты возникли благодаря оптимизации родительско-десткого социально-коммуникативного взаимодействия, которое впоследствии приняло самоподдерживающихся характер. Другой возможный вариант – что раннее вмешательство этого типа делает возможным естественное развитие и нормализацию мозговой активности. Конечно, эти два возможные механизма не являются ни взаимоисключающими, ни исчерпывающими. Однако новые данные в пользу ранней помощи через обучение родителей и аналогичных программ предполагают, что здесь могут быть задействованы какие-то основополагающие, хотя ещё и не установленные, механизмы развития».