Помочь
Личный кабинет

Ранняя помощь / раннее вмешательство

NB

«Раннее Вмешательство представляет собой комплекс услуг / мер для детей младшего возраста и их семей, которые предоставляются по их просьбе в определенное время жизни ребенка и охватывают любые действия, которые предпринимаются в тех случаях, когда ребенок нуждается в особой поддержке для:


– обеспечения и укрепления её/его личного развития;
– укрепления компетенций семьи;
– содействия социальной инклюзии семьи и ребенка.


Эти меры должны осуществляться в естественной среде ребенка, предпочтительно на местном уровне, с использованием семейно-центрированного многостороннего командного подхода»

European Agency for Development in Special Needs Education, 2005, p17.

NB

«Повседневный опыт и возможности, предоставляемые младенцам и маленьким детям родителями и другими заботящимися взрослыми, в контексте повседневных обучающих активностей, способствуют приобретению и использованию детьми поведенческих навыков, формирующих и развивающих просоциальное взаимодействие маленького ребенка с людьми и объектами внешнего мира»

Dunst, Raab, Trivette & Swanson, 2010, p.62.

Эти авторы подчеркивают, что, концептуализируя участие в контекстах повседневной деятельности в качестве своего рода вмешательства, мы содействуем расширению возможностей обучения детей, в отличии от того, что происходит, когда в качестве контекстов рассматривается исключительно среда вмешательства профессионалов (Dunst et al, 2010).

Исходя из выше приведенных определений, в частности, из формулировки, предложенной К. Данстом и его командой, можно сделать вывод о том, что первоочередная цель ранней помощи заключается в том, чтобы содействовать повышению уровня компетенций и уверенности в себе важных в жизни ребенка взрослых. То есть речь идет об организации для семьи системы поддержки, а не просто о механизме предоставления конкретной услуги. К. Данст (2002 г.) делает акцент на этой идее подхода к РВ, как к созданию возможностей для обучения с целью оказания влияния на поведение и развитие детей, в отличии от предыдущих концепций, когда РВ в основном рассматривалось как набор услуг, предлагаемых детям и семьям сертифицированными специалистами. М. Дж. Гуральник (2008 г.) так же подчеркивает, что главная цель РВ заключается в содействии укреплению семей в целях оптимизации паттернов взаимодействия в семьях.

Эта эволюция в философии и практике раннего вмешательства связана с крупным сдвигом в мышлении специалистов, работающих в этой области, и, следовательно, в их профессиональном обучении и развитии – от позиции непосредственного воздействия на ребенка до признания новой роли, заключающейся в содействии созданию контекстов, в которых задействован и участвует ребенок, и которые будут работать на происходящие в ребенке и семье перемены. Безусловно это гораздо более экологичный подход.

Это изменение подразумевает, что специалистам ранней помощи необходимо в своей деятельности сместить фокус с услуго-центрированных практик на семейно-центрированный подход, который, в свою очередь, будет способствовать изменению образа мышления этих семей. По сути, в рамках услуго-центрированного подхода семьям предлагается рассматривать специалистов как тех людей, которые смогут наилучшим образом помочь их ребенку, работая непосредственно с ним. В рамках же семейно-центрированного подхода, в фокусе которого находится семья и её окружение, семьи будут исходить из того, что обучение их детей происходит в естественной среде и обеспечивается благодаря совместной работе с командой ранней помощи (Moore, 2012).

Анна Лучникова, клинический директор программы ранней помощи “Уверенное начало”, руководитель курса обучения канадской оценке выполнения деятельности (COPM) на русском языке, 2023 г

Войдите или зарегистрируйтесь

Забыли пароль?
Зарегистрироваться

Войдите, чтобы прокомментировать

Забыли пароль?
Зарегистрироваться

Регистрация

Войти

Восстановление пароля

Войти